Уважаемый читатель!
Если Вы хотите стать автором нашего проекта, присылайте свои статьи
в редакцию журнала.
Очень трудный или гиперактивный ребенок - признаки, симптомы, причины. Советы психолога
13.06.2015 18:09 | Комментариев: 0 | Дошкольник
Синдром дефицита внимания, сопровождающийся гиперактивностью - на сегодняшний день самая распространенная форма хронического поведенческие расстройства в детском возрасте. По разным данным это от 3 до 5% процентов детей дошкольного возраста. Очень трудный или гиперактивный ребенок - рассмотрим признаки, симптомы, причины.
Ребенок и гиперактивность - симптомы и причины
Синдром дефицита внимания кроме гиперактивности характеризуется нарушением внимания и координации движений, импульсивным поведением, плохо развитой мелкой моторикой – детям сложно вырезать ножницами, рисовать, писать (получается очень неряшливо), застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.
Симптомы синдрома дефицита внимания становятся заметны у ребенка в возрасте около четырех лет. Пик их проявления приходится на конец дошкольного и начало школьного возраста. Эти симптомы - тревога, эмоциональная неустойчивость, иногда даже агрессивность, недисциплинированность, непоследовательность. Такие дети не могут выполнять даже простые ежедневные задачи. Им трудно организовать и завершить какую-то работу. А, кроме того, у них наблюдается нарушение внимания, не умение играть и общаться со сверстниками. И все это несмотря на то, что большинство из этих детей имеют высокий уровень интеллектуального развития.
Гиперактивность у детей с синдромом дефицита внимания характеризуется тем, что они постоянно в движении, как будто бы к ним прикреплен маленький моторчик и не в силах усидеть на одном месте. Если их обидеть или задеть они могут кричать, топая ногами. Гиперактивность проявляется не только в физической активности (а она проявляется даже во время сна, малыш словно хочет сорваться с места или спит беспокойно), но и тревогой, большим количеством лишних движений при выполнении конкретной задачи (например, когда требуется стоять на месте ребенок стоит, но не в состоянии контролировать руки и ноги или ребенок дрожит, сидя в кресле).
В различных бытовых ситуациях часто наблюдается импульсивность поведения, словно ребенок действует не думая. Такие дети не в состоянии следовать правилам игры, подвержены травмам, поскольку они часто не учитывают последствия своих действий. Нарушения внимания проявляется в трудности удержать его, ребенок не в состоянии сосредоточиться на задании более, чем на несколько минут, часто переходит от одного вида деятельности к другому.
По мере взросления, гиперактивность у детей с синдромом дефицита внимания значительно уменьшается или исчезает. Тем не менее, искажения внимания и импульсивность, в большинстве случаев, сохраняется и у пожилых людей. А у взрослых, при возникающих трудностях, появляются плохая успеваемость, агрессивность, сложности в семейных отношениях. По мнению некоторых исследователей, все нарушения, свойственные синдрому дефицита внимания, сохраняются у почти 70 % подростков и более чем у 50 % взрослых.
Синдром дефицита внимания или гиперактивный ребенок - что делать?
Коррекция поведения у детей происходит следующим образом:
Стабилизация отношений в семье (с родителями и другими родственниками). Важно предотвратить возникновение любых конфликтов. Негативное влияние колебаний настроения родителей такие дети воспринимают гораздо сильнее, чем здоровый ребенок.
Обращением за помощью к специалисту. Часто в семье, где растет гиперактивный ребенок, ненужное напряжение становится чем-то вроде порочного круга. Улучшение состояния ребенка зависит не только от назначенного специального лечения, в значительной степени от положительного и последовательного подхода к нему родителей. Родственникам нужно объяснить, что действия ребенка не умышленны и не показатель его отрицательных личных качеств, ребенок просто не в состоянии контролировать возникающие сложные ситуации. Кроме того, все члены семьи должны придерживаться одной тактики воспитания.
Родители не должны прибегать к крайностям: проявлению излишней мягкости или повышению требований (особенно в сочетании с жестокостью и наказаниями за то, что он не в состоянии выполнить).
Избегайте переутомления, связанного с получением большого объема информации, это может вызвать раздражительность.
Без необходимости не следует брать ребенка туда, где собирается много людей: на рынки, в гипермаркеты или в шумные компании. Во время игры, желательно ограничиться только одним партнером.
Не забывайте, что такие дети любят стабильность и раздражаются при резком изменении режима или привычной ситуации.
Приложите все усилия (следуя советам психолога) чтобы сформировать у него привычку к послушанию, порядку, самоорганизации, умению планировать и выполнять задания, развивайте у него чувство ответственности за свои действия.
Правила поведения, которые вы предлагаете ребенку, должны быть простыми и понятными. Вы должны объяснить, что хорошее поведение вознаграждается (например, любимым занятием), плохое – порицается. Обсуждайте его поведение спокойно и дружелюбно. Ставя цель изменить поведение ребенка, важно выбрать 1 проблему, а не несколько сразу. Решайте все постепенно. Помогите малышу повысить самооценку, уверенность в себе.
Отведите для занятий комнату или тихий уголок, где будет минимум отвлекающих раздражителей. В ходе занятий по подготовке к школе 5-6 летних детей через 15 - 20 минут разрешайте им встать и подвигаться в течение 10 минут, после чего можно вернуться к обучению еще на 15 минут. Но, если видите, что ребенок уже утомлен, не настаивайте, дайте время привыкнуть к занятиям. Объясняйте каждую задачу ребенку (спокойно и доброжелательно) несколько раз, пока вы не удостоверитесь, что он все понял.
Выберите две наиболее важных задания (поручения) на день, которые ребенок может успешно завершить. Затем не только озвучьте их, но и напишите на листке. Повесьте его на специальный "щит" в комнате.
Другой способ укрепления навыков самоорганизации – использование цвета. Например, для младшего школьника, раскладывайте книги и тетради по определенным предметам в папки с определенными цветами (зеленый - чтение, красный – математика и т.д.), ребенку будет легче все найти. Малышу также может помочь цвет: пластилин, карандаши и бумагу складываем в синий ящик, игрушки – в оранжевый и т.д.
Для развития мелкой моторики и общей организации движений целесообразно отвести ребенка на занятия танцами, теннисом, плаванием и особенно верховой ездой (общение с животными благоприятно сказывается на детях). Избегайте таких занятий как борьба, бокс, которые являются потенциально травматическими и приводят к перевозбуждению и проявлению агрессии.
Комментарии | добавить
Добавить комментарий