Уважаемый читатель!
Если Вы хотите стать автором нашего проекта, присылайте свои статьи
в редакцию журнала.

Развитие личности ребенка. Значение детства

18.07.2015 12:47 | Комментариев: 0 | От года до трех лет

Детство особый период развития человека, когда происходит психическое, физическое и социальное развитие. Почему у людей такой длительный период детства? К примеру, малыш антилопы, через несколько минут после рождения уже на ногах и может ходить, а через год-два уже совершенно взрослый. Человек же должен прожить 25 лет (социальное развитие длится до 25 лет и долее) чтобы стать независимым и в одиночку зарабатывать на жизнь. Человек – единственный вид на этой планете, который имеет самый длинный период детства (по сравнению со средней продолжительностью жизни). Что же тому причиной?

Развитие личности ребенка. Значение детства

Мы как вид не являемся ни сильнейшим животным, ни крупнейшим по величине, ни быстрейшим, мы видим и слышим хуже, чем большинство животных и многие из них превосходят нас своими физическими свойствами. Почему же тогда именно нас называют венцом творения? Потому что человек обладает качеством, которое превосходит все другие – это его очень сложная психика. И продолжительное детство позволяет развивать наше самое важное биологическое преимущество - нашу психику. Таким образом, первые месяцы и годы жизни – это период, в котором происходит развитие различных психических качеств (например, логическое мышление, воображение, речь, навыки общения и т.д.), и это происходит медленно, качества накапливаются одно за другим.

У человека есть много качеств, которые необходимо выстроить постепенно, в то время как другие даны ему от рождения. Когда ребенок приходит в мир, он способен испытывать все эмоции с самого начала, точно так же как и мы - гнев, печаль, радость, страх, боль, разочарование и т.д. Они заложены еще в зародыше. Но у новорожденного еще не развито логическое мышление – а это то, важнейшее качество, которое отделяет нас от животных и делает доминирующим видом на планете. Логическое мышление развивается довольно долго – до семи лет. Не случайно психологи говорят, что эти годы являются наиболее важными. До школьного возраста ребенок может чувствовать многие вещи, но не может объяснить их как зрелая личность. Детские представления искажены, с точки зрения взрослого человека. Например, если мама в комнате и играть с малышом, он чувствует себя счастливым и любимым, когда мама уходит, он чувствует гнев и печаль. Ребенок не имеет способности понять, что мама ушла, чтобы приготовить ему еду и на самом деле в это время заботиться о нем. У него все проще - моя мама здесь, она любит меня, я счастлив. Если – ее нет (или она ругает меня), мне плохо и страшно. Это очень мощные эмоции, т.к. на генном уровне малыши знают, что их выживание целиком и полностью зависит от родителей.

Дети знают, что смогут сделать много вещей, когда станут взрослыми и их качества разовьются. Не случайно дети говорят: когда я вырасту, я стану таким-то, я могу сделать то-то. В их представлении взрослые могут все, они выглядят, как боги и никогда не могут ошибаться. Так что, если взрослый что-то сделал по отношению к ребенку, что вызвало у него боль и скорбь, он решит, что вся вина лежит на нем, он делает что-то недостаточно хорошо. Маленький человек не обладает рассудительностью взрослых и умением логически объяснить ситуации. Взрослый обычно может сказать себе - этот человек, который сердится на меня сейчас, просто в плохом расположении духа, это раздражает, но это имеет ничего общего с мной (т.е. это не моя проблема). Ребенок же, которого часто ругают или уделяют мало внимания, попадает в своего рода эмоциональной лабиринт (боль, недовольство собой), из которого не знает, как выйти.

Конечно, в любом случае (даже если вы подготовленный в вопросах воспитания и любящий родитель) дети будут испытывать свои конфликты. Просто потому, что это специфика детства. Важно, чтобы вы знали, как показать свою любовь к ребенку, чтобы он это почувствовал, это очень поможет ему в преодолении трудностей и сейчас и в дальнейшем. К сожалению, многие не справляются с родительской ролью не потому, что они плохие люди, а потому, что попросту не знаю, что и как нужно делать.

И если прежний метод воспитания предполагал, что родитель всегда знает лучше, а ребенок не может решить, что ему подходит, то теперь есть мнение, что ребенок может выражать собственные потребности. Он может сам решать, когда ложиться спать, что есть и какую одежду носить. Но некоторые родители, идя по этому пути, делают очень серьезные ошибки. Так, например, психологи рекомендуют не спрашивать ребенка – что ты хочешь есть – потому что он вполне может ответить – шоколад и кока-колу, а предлагать разумный выбор – спросив, например, что ты хочешь есть – рыбу или мясо?

Советуем почитать

Комментарии | добавить

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий

вверх ↑