Уважаемый читатель!
Если Вы хотите стать автором нашего проекта, присылайте свои статьи
в редакцию журнала.

Русский композитор Чайковский Петр Ильич. Краткая биография, произведения, интересные факты, женитьба, личная жизнь и творчество

11.06.2015 12:07 | Комментариев: 0 | Love Story

Автор множества музыкальных произведений (опер, балетов, симфоний, романсов) и один из величайших русских композиторов Петр Ильич Чайковский родился в городе Воткинске (в Удмуртии) 7 мая 1840 г. в многодетной семье. Отец композитора был горным инженером (сыном полкового лекаря Петра Чайки, который учась в Киевской академии приукрасил свою фамилию и стал зваться Чайковским), мать, которая была гораздо моложе своего мужа, прекрасно образованной женщиной (внучкой французского скульптора) из высокопоставленной чиновничьей семьи. Всего в семье Чайковских появилось на свет шестеро детей (у Петра Ильича было четыре брата и одна сестра). В доме Чайковских любили музицировать и будущий композитор умел неплохо играть на фортепиано уже в пятилетнем возрасте.

Чайковский – жизнь, биография и творчество, краткое содержание

В годы детства и юности живший в Петербурге, Чайковский, как губка, впитывал впечатления, которые позднее проявятся в его и светлых и драматических творениях. Слишком многое в его жизни и творчестве связано с городом, окрещенным русскими литераторами «Северной Пальмирой». Здесь на Невском проспекте и в Лештуковом переулке находились дома родных Чайковского, а во флигеле демидовского особняка - консерватория, где он учился. В Александринском театре юный композитор смотрел постановки комедий Гоголя, Грибоедова и Островского, а в Михайловском театре (на сцене которого сегодня идут «Лебединое озеро» и «Евгений Онегин») с упоением внимал звукам музыки на Университетских концертах, устраиваемых для небогатой публики.

Недаром осенью 1861 года композитор в письме делился с сестрой:

«...как я был глубоко счастлив, когда возвратился в Петербург! Все, что дорого сердцу, - в Петербурге, и вне его жизнь для меня невозможна».

Правда, позже, с не меньшей теплотой он отзывался и о годах московской жизни: «Нет сомнения, что если б судьба не толкнула меня в Москву, где я прожил 12 с лишним лет, то я бы не сделал того, что сделал». Но, аристократичный Петербург подавлял Чайковского строгими музыкальными предписаниями. Антона Рубинштейна, наставника юного композитора, просто в исступление ввергли звуки английского рожка, барабана и тарелок (возбраненных для учеников) которые Чайковский использовал в увертюре к драме Островского «Гроза». А Москва же, славная купцами-меценатами, формировавшими «лицо» города и бывшими предметом шуток горожан за свои чудачества и кутежи, была воспринята Чайковским как место отступничества от общепринятых традиций.

И если в «Северной Пальмире» композитор создал не так много произведений, то переехав в «Первопрестольную», где по рекомендации своего учителя Антона Рубинштейна получил профессорскую должность в консерватории, за неспешные годы московской жизни с лихвой наверстал упущенное.

Петр Ильич Чайковский – история создания произведений

В Москве были созданы Первая и Вторая и симфонии и первая опера – «Опричник», а так же опера "Кузнец Вакула" (получившая первый приз на конкурсе Императорского русского музыкального общества), увертюра «Ромео и Джульетта», написанная под впечатлением от трагедии Шекспира, Первый фортепианный концерт, «Лебединое озеро». Здесь же композитор вдохновенно трудился над мелодией симфонической фантазии к произведению Шекспира «Буря» (замысел Чайковскому подсказал музыкальный критик В. В. Стасов). В Москве издавна любивший «народный дух» Чайковский (еще живя в Воткинске вечерами он слушал мелодичные и грустные народные песни в исполнении рабочих завода, где служил его отец, и крестьян) так же посещает Артистический кружок (созданный группой литераторов, художников, музыкантов и театралов) где сближается с русским писателем А. Н. Островским. По мотивам его мифологической сказки композитор создает музыкальное произведение «Снегурочка» (у Мороза и Весны рождается дочь, горячий бог Солнца Ярило, разгневавшись на такой союз, клянется погубить Снегурочку и предрекает – когда в её сердце зажжётся огонь любви, он и растопит красавицу).

А позже, стремясь к уединению, в Подмосковье композитор напишет еще несколько выдающихся произведений. В их числе «Пятая симфония», проникнутые светом «Спящая красавица» и «Щелкунчик», драматическая «Пиковая дама» и лирическая «Иоаланта». Итогом московского периода творчества Петра Ильича станут наполненные неисчерпаемой трагедией человеческих чувств опера «Евгений Онегин» и Четвертая симфония. Трудясь над этими произведениями композитор, с грустью подмечавший, что «единственное спасение в душевном горе - это работа», смог выйти из жестокого творческого и жизненного кризиса (после неудачной женитьбы).

Чайковский Петр Ильич – женитьба, интересные факты из личной жизни

Будучи уже немолодым человеком, Чайковский получил любовное письмо от женщины, с которой прежде был знаком (впервые они встретились 4 года назад в доме ее брата). По признанию Петра Ильича, «письмо было написано так искренно, так тепло, что я решился на него ответить». Его ответ не подавал надежды на взаимность, но между 37-леним Чайковским и Антониной Милюковой (родилась в обедневшей дворянской семье) возникла переписка. Чайковский согласился на просьбу побывать у нее, впоследствии замечая, что сам не понимал, для чего он это сделал «будто какая-то сила рока влекла меня». Возможно, произошло это потому, что как сам композитор писал своему приятелю: «Молодости не осталось ни на грош. Жизнь страшно пуста, скучна и пошла. Сильно подумываю о женитьбе». На женитьбе же настаивали и его близкие. И хотя Чайковский не испытывал чувств к влюбленной женщине, но уверился в том, что отказ приведет к ее гибели – «гибель здесь не пустое слово, она в самом деле меня любит беспредельно». «Жить без Вас я не могу, а потому скоро, может, покончу с собой...Так дайте же мне посмотреть на Вас и поцеловать Вас так, чтобы и на том свете помнить этот поцелуй...», - писала ему молодая женщина. Честно объяснив «свою раздражительность, неровность темперамента, свое нелюдимство — наконец, свои обстоятельства», признавшись, что никогда в жизни не любил ни одну женщину и, обещая лишь «тихую любовь брата», Петр Ильич, тем не менее, получил утвердительный ответ на вопрос, желает ли она и теперь стать его женой: «недостатки Ваши ровно ничего для меня не значат. Может быть, если бы Вы были совершенством, то я и осталась бы совершенно хладнокровной к Вам».

Решился Чайковский на этот брак, с одной стороны, желая «женитьбой зажать рты разной презренной твари, мнением которой я вовсе не дорожу, но которая может причинить огорчения людям мне близким», с другой, «поступить подобно Онегину (герою оперы, над которой в то время композитор вплотную работал) казалось просто недопустимым». «Я в такой степени сжился с образом Татьяны, что для меня она стала рисоваться как живая... Я страшно негодовал на Онегина, представлявшегося мне холодным, бессердечным. Получив второе письмо г-жи Милюковой, я устыдился... за мое отношение к ней...». Венчание состоялось в Москве в июле 1877 года. На свадьбе не было ни отца, ни братьев (кроме Анатолия, приглашенного на свадьбу), ни сестры Чайковского, которые были оповещены обо всем позже. А свадебный обед, по воспоминаниям сестры Антонины Милюковой, скорее походил на поминальный.

Едва женившись, Чайковский страшно разочаровался, «как в голове, так и в сердце у нее абсолютная пустота» – напишет он о своей жене, «она ни единого раза не обнаружила ни малейшего желания узнать, в чем состоят мои занятия... она очень порядочная музыкантша (примечание редакции - некоторое время Милюкова училась в Московской Консерватории, где преподавал и Чайковский). Представьте, что при этих условиях она не знала ни единой ноты из моих сочинений». Спокойной любви брата его супруге оказалось слишком мало, да и постоянные разговоры о потерявших от нее голову мужчинах изводили Чайковского. Композитор понял, что совершил ошибку «На меня нашло какое-то безумие. Я вообразил себе, что непременно тронусь ее любовью ко мне... и полюблю ее. Теперь я получил необоримое внутреннее убеждение: она меня никогда не любила... Она приняла свое желание выйти за меня замуж за любовь». Чтобы понять, какой матерью станет его избранница, Чайковский спросил ее, любит ли она детей и услыхал в ответ: «Да, когда они умные!». Впоследствии всех своих детей от нового, гражданского брака (с Чайковским они так и не смогли развестись, хотя жили раздельно) Антонина Милюкова отдала в воспитательный дом.

Позже Чайковский напишет: «как только я очутился наедине с своей женой с сознанием, что теперь наша судьба — жить неразлучно друг с другом, я вдруг почувствовал, что не только она не внушает мне даже простого дружеского чувства, но что она мне ненавистна... мне показалось, что я, или по крайней мере лучшая, даже единственно хорошая часть моего я, то есть музыкальность, погибла безвозвратно. Дальнейшая участь моя представлялась мне каким-то жалким прозябанием и самой несносной, тяжелой комедией». Под разными предлогами он сбегал из дома, а спустя несколько недель после женитьбы Чайковский в состоянии нервного расстройства покинул свою супругу.

Недаром после композитор напишет Надежде фон Мекк (русской меценатке покровительствовавшей многим талантливым композиторам и оказавшей Чайковскому значительную поддержку, благодаря которой он оставил преподавательскую работу в консерватории, где по 27 часов в неделю занимался учениками, и вплотную занялся творчеством): «...вся жизнь есть чередование тяжелой действительности со сновидениями и грезами о счастье... Пристани нет... Плыви по этому морю, пока оно не охватит и не погрузит тебя в глубину свою». Неслучайно Четвёртую симфонию, которая была криком его души, композитор посвятил Надежде фон Мекк, указав из уважения к ее скромности на титульном листе партитуры лишь «Посвящается моему лучшему другу».

В последние несколько лет своей жизни русский Чайковский получил самое полное признание, концертируя не только в России, но и на лучших сценах Европы. И если прежде, как он сам же писал, композитору «приходилось хлопотать, просить, делать несноснейшие визиты к театральным тузам, дабы опера была принята», то теперь его оперы и балеты постоянно шли на знаменитой петербуржской Мариинской сцене. Последним же произведением Чайковского, о котором он говорил, что вложил в него всю свою душу без преувеличения - стала знаменитая Шестая (патетическая) симфония. Приступая к ее созданию, композитор признавался: «Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы завершением всей моей сочинительской карьеры... Надеюсь не умереть, не исполнив этого намерения». Премьера Патетической симфонии прошла в середине осени 1893 года в Петербурге, Петр Ильич дирижировал в последний раз в своей жизни. Через несколько дней он скончался в возрасте 53 лет в доме своего младшего брата Модеста.

Советуем почитать

Комментарии | добавить

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий

вверх ↑