Уважаемый читатель!
Если Вы хотите стать автором нашего проекта, присылайте свои статьи
в редакцию журнала.

Недоношенный малыш. Комплекс упражнений дыхательной и лечебной гимнастики для детей до 1 года

13.06.2015 17:52 | Комментариев: 0 | От рождения до года

Преждевременно родившемуся малышу, конечно же, труднее приспосабливаться к новым условиям существования. Его организм не достиг необходимой степени зрелости, и задача взрослого - помочь малышу справиться с "навалившимися" трудностями. А для этого необходимо, чтобы выхаживание недоношенный малыш получил грамотное и своевременное.

Недоношенный малыш. Чем полезна лечебная гимнастика?

Исследования Института педиатрии АМН показали, что ежедневные занятия гимнастикой совершенствуют работу нервной системы, органов дыхания и кровообращения. Кроме того, такая планомерная гимнастика тренирует механизмы терморегуляции, действуя как закаливание и укрепляя иммунитет малыша. По статистике у недоношенных детей, с которыми проводились занятия лечебной гимнастикой, намного реже появлялись простудные заболевания, а проходили в легкой форме и без осложнений. Кроме того, ежедневные физические нагрузки улучшают тонус мышц и эмоциональное состояние малышей – они раньше начинают улыбаться и гулить.

Недоношенный малыш. Как правильно проводить занятия?

Лечебная гимнастика должна проводиться, как только новорожденный недоношенный ребенок выписывается из роддома, сразу же после первого осмотра педиатром и консультации с ним. Попросите его показать описанный ниже комплекс упражнений на дыхание.

Выхаживание недоношенных детей должно включать в себя лечебную гимнастику, массаж и закаливание. Необходимо, чтобы занятия вызывали у ребенка радость и хорошее настроение. Если во время гимнастики малыш весел и уравновешен, значит все "идет как надо". Но при признаках утомления, недовольства перевозбуждения или вялости – снижайте нагрузку, возможно малышу необходим менее интенсивный комплекс занятий.

Занятия проводят ежедневно в одно и то же время, за полчаса до кормления или через час после него. В теплое время года не забывайте открывать окно, в прохладные дни - проветривать комнату, где проводятся занятия (температура воздуха в помещении должна быть 20-21 градус).

Не забывайте поощрительно и ласково говорить с малышом, улыбаться ему. Помимо хорошего настроения, это развивает зрительные и слуховые реакции. Помните, что новорожденный недоношенный ребенок быстро устает и охлаждаются. Поэтому вначале комплекс упражнений лучше разделить на две части и проводить занятия по 5-8 минут утром и вечером.

Продолжительность занятий (если ребенок хорошо справляется с комплексом упражнений) увеличивают на 3—5 минут каждую неделю, пока они не составят получаса. К этому времени весь комплекс гимнастики можно проводить за один раз, а упражнения на дыхание делают 3 раза в день.

Комплекс упражнений - дыхательная гимнастика для детей до 1 года

Начинать занятие лучше именно с нее, в спокойном темпе (медленнее, чем дышит ребенок), повторяя каждое упражнение 3-4 раза

1. Одной рукой прислоните ребенка вертикально к своей груди, свободной ладонью аккуратно надавливая на спинку малышу в направлении от шеи к пояснице.

2. Положите ребенка на спинку. Мягко надавливайте ладонями на передние и боковые поверхности грудной клетки, избегая области грудины.

3. Положите малыша на левый бок, его правую руку поднимите вверх, а затем опустите и мягко надавливайте его рукой на боковую поверхность грудной клетки. Переверните малыша на другой бок, проделайте то же упражнение.

Комплекс упражнений - лечебная гимнастика для детей до 1 года

Комплекс упражнений на закрепление безусловных рефлексов. Выполнять 2 раза в день

1. Положение ребенка – на спине. Большие пальцы своих рук вложите в ладони ребенка и мягко надавите на них у основания большого пальца. В ответ на это у малыша приоткрывается рот, напрягаются мышцы шеи, иногда он наклоняет головку к груди. Проделайте 3—4 раза.

2. Положение ребенка – на спине. Большими пальцами своих рук легко надавите на ладошки ребенка. Он схватит ваши пальцы. Проделайте 3—6 раз.

3. Положение ребенка – на спине. Указательным и средним пальцами удерживайте щиколотку малыша, а большим пальцем нажмите на его подошву у основания пальчиков. Они должны поджаться. Затем своим большим пальцем проведите по внутреннему краю подошвы - к пятке, по наружному краю - к мизинцу. Пальчики разожмутся. Проделайте с каждой стопой по 3—5 раз.

4. Поддерживая малыша под мышки, поверните его лицом к себе и попытайтесь поставить твердую поверхность (пеленальный столик, пол). При этом, его полусогнутые ножки должны разогнуться. Проделайте упражнение 4—6 раз.

5. Поддерживая малыша под мышки, наклоните его к себе — он начнет переступать ножками (автоматическая ходьба). Выполняйте упражнение 2—4 раза.

6. Положите малыша на живот с опорой на руки. Приставьте свои ладони к стопам ребенка и немного надавите на них—малыш начнет отталкиваться, пытаясь ползти. Выполните 3—6 раз.

Выхаживание недоношенных детей включает еще и формирование навыков движения:

1—2 месяца

Выкладывайте малыша на живот 1—2 раза в день (на 1—3 минуты) первые 10-12 дней. Затем –перед каждым кормлением (на 10—15 минут). Это научит ребенка поворачивать голову в стороны, а затем и хорошо удерживать ее. Сначала малыш будет опираться на предплечья, а позже - на кисти прямых рук.

3—4 месяца

Выкладывайте малыша на спину и начинайте слегка поворачивать на бок (взяв за руку и за ногу). Положите рядом яркую игрушку, чтобы, заинтересовавшись, малыш пытался сам повернуться к ней.

4—5 месяцев

Приучайте малыша тянуться к игрушке и брать ее в руки. Постоянно вкладывайте в руку малыша небольшую игрушку и сжимайте ее его пальцами. Выполняйте с малышом небольшие приседания из положения стоя (придерживая под мышки). Сажать же малыша, как с опорой, так и без, нельзя, пока он не научится самостоятельно садиться и прямо держать спину.

5—6 месяцев

Учите малыша активно ползать на животе, а позже на четвереньках. Положите перед ребенком яркую игрушку, побуждайте ласковыми словами. Можно вначале положить под его грудь свою руку и слегка подтягивать малыша вперед.

Литература:
1. В. Л. Страковская, В. Е. Ладыгина "Недоношенный ребенок – физическое воспитание"
2. Красикова И. С. "Массаж и гимнастика для детей от рождения"

Советуем почитать

Комментарии | добавить

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий

вверх ↑